вторник, 2 января 2018 г.

Символы в произведении Стендаля «Красное и чёрное»

Символы в произведении Стендаля «Красное и чёрное»

1) Жюльен Сорель (персонаж) – символ, через который раскрываются социальны проблемы хроники XIX века; первое рабочее название романа – «Жюльен Сорель»; «..но я вижу, что будь я и менее виновен, я встретил бы в вас людей, которые … пожелают в моём лице наказать и навсегда отбить охоту к возвышению у молодых людей низшего класса, задавленных бедностью, имевших счастье получить хорошее образование и смелость вступить в среду, которую высокомерие богачей называет хорошим обществом.»
2) Жюльен Сорель (имя) – имя Жюльен символизирует склонность человека к непрерывному движению – то, как Жюльен отчаянно пытался подняться в высший класс.
3) Пещера – уединение от мира – «Вот уж здесь-то, - сказал он [Жюльен] себе с заблестевшими от радости глазами, - здесь никто не может до меня добраться.»
4) Голова – Матильда, как в истории её предков, похоронила голову Жюльена, что само по себе символично – «Так вот, в этой политической трагедии её больше всего поразило то, что королева Маргарита Наваррская, тайно от всех укрывшись в каком-то доме на Гревской площади, отважилась послать гонца к палачу и потребовать у него мёртвую голову своего любовника. А когда настала полночь, она взяла эту голову, села в свою карету и отправилась в часовню, которая находится у подножия Монмартрского холма, и там собственноручно похоронила её.» «..она [Матильда] везла, положив себе на колени голову человека, которого она так любила. Оставшись вдвоём с Фуке, она пожелала похоронить собственными руками голову своего возлюбленного.»
5) Три книги Жюльена – символ жизненных принципов Жюльена – «Он почерпнул это отвращение непосредственно из «Исповеди» Руссо. Это была единственная книга, при помощи которой его воображение рисовало ему свет. Собрание реляций великой армии и «Мемориал Святой Елены» - вот три книги, в которых заключается его Коран. Он готов был на смерть пойти за эти три книжки.»
6) Наполеон – с ним себя отождествляет Жюльен. Символ человека, характеризующегося крайним честолюбием и чрезмерным властолюбием – «Его безумная страсть к Наполеону известна читателю.», «..о своих честолюбивых стремлениях..», «Жюльена одолевали приступы мрачного честолюбия.»
7) Денди – социально-культурный тип XIX века: мужчина, подчёркнуто следящий за эстетикой внешнего вида и поведения, изысканностью речи – «Жюльен теперь был настоящим денди и вполне овладел искусством жить в Париже.»
8) Победа Вально – победа человека самовлюблённого, ограниченного лишь деньгами, мэр, который крадёт у бедных и фактически покупает баронский титул – «Господин Вально был пройдохой; бывают такие натуры – наглые и бесстыжие от природы... Он, можно сказать, прямо царствовал в Верьере под началом г-на де Реналя, но, будучи намного энергичнее его и ничем не брезгуя, он во всё совался, вечно носился туда-сюда, кому-то писал, с кем-то говорил, не считался ни с какими унижениями и, отнюдь ни на что не претендуя, ухитрился в конце концов поколебать авторитет своего мэра в глазах церковных властей.»
9) Тартюф – персонаж Мольера, лицемер. Жюльен иногда играл роль лицемера Тартюфа. Священники также лицемерны: «Попасть в Париж, который представлялся ему населённым умными, выдающимися людьми, страшно хитрыми и лицемерными, но чрезвычайно учтивыми, вроде епископа Безансонского или Агдского», «Ответ подвернулся из роли Тартюфа», «Он сказал себе, как его учитель Тартюф.»
10) Красное и чёрное – 1) красное: цвет мундира офицера французской армии, искренность и духовная чистота Жюльена, революция, ассоциация цвета с изображением церкви и событий там («Его величество сошёл возле прекрасной новой церкви, которая по тому поводу была пышно украшена ярко-красными занавесками», «Когда Жюльен выходил, ему показалось, что возле кропильницы блестит кровь: это была разлита свячёная вода, но от красных занавесок на окнах она казалась кровью.»); 2) чёрное: цвет сутаны священника, честолюбие и холодный расчёт Жюльена, реакция, ассоциация цвета с одеждой Жюльена («Вы будете одеваться в чёрный костюм…который носит человек в трауре.»)

11) Дуэль – как цель удовлетворить желание одного из дуэлянтов ответить на нанесённое его чести оскорбление – «Так вот это и есть дуэль? Только и всего? – думал Жюльен. – Какое счастье, что я всё-таки поймал этого кучера! Как бы я мучился, если бы мне пришлось перенести ещё и это оскорбление в кафе!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий