Символы в
произведении Стендаля «Красное и чёрное»
1) Жюльен Сорель (персонаж) – символ,
через который раскрываются социальны проблемы хроники XIX века; первое рабочее название романа – «Жюльен
Сорель»; «..но я вижу, что будь я и менее виновен, я встретил бы в вас людей,
которые … пожелают в моём лице наказать и навсегда отбить охоту к возвышению у
молодых людей низшего класса, задавленных бедностью, имевших счастье получить
хорошее образование и смелость вступить в среду, которую высокомерие богачей
называет хорошим обществом.»
2) Жюльен Сорель (имя) – имя Жюльен
символизирует склонность человека к непрерывному движению – то, как Жюльен отчаянно
пытался подняться в высший класс.
3) Пещера – уединение от мира – «Вот уж
здесь-то, - сказал он [Жюльен] себе с заблестевшими от радости глазами, - здесь
никто не может до меня добраться.»
4) Голова – Матильда, как в истории её
предков, похоронила голову Жюльена, что само по себе символично – «Так вот, в
этой политической трагедии её больше всего поразило то, что королева Маргарита
Наваррская, тайно от всех укрывшись в каком-то доме на Гревской площади,
отважилась послать гонца к палачу и потребовать у него мёртвую голову своего
любовника. А когда настала полночь, она взяла эту голову, села в свою карету и
отправилась в часовню, которая находится у подножия Монмартрского холма, и там
собственноручно похоронила её.» «..она [Матильда] везла, положив
себе на колени голову человека, которого она так любила. Оставшись вдвоём с
Фуке, она пожелала похоронить собственными руками голову своего возлюбленного.»
5) Три книги Жюльена – символ жизненных
принципов Жюльена – «Он почерпнул это отвращение непосредственно из «Исповеди»
Руссо. Это была единственная книга, при помощи которой его воображение рисовало
ему свет. Собрание реляций великой армии и «Мемориал Святой Елены» - вот три
книги, в которых заключается его Коран. Он готов был на смерть пойти за эти три
книжки.»
6) Наполеон – с ним себя отождествляет
Жюльен. Символ человека, характеризующегося крайним честолюбием и чрезмерным
властолюбием – «Его безумная страсть к Наполеону известна читателю.», «..о
своих честолюбивых стремлениях..», «Жюльена одолевали приступы мрачного
честолюбия.»
7) Денди – социально-культурный тип XIX
века: мужчина, подчёркнуто следящий за эстетикой внешнего вида и поведения,
изысканностью речи – «Жюльен теперь был настоящим денди и вполне овладел
искусством жить в Париже.»
8) Победа Вально – победа человека
самовлюблённого, ограниченного лишь деньгами, мэр, который крадёт у бедных и
фактически покупает баронский титул – «Господин Вально был пройдохой; бывают
такие натуры – наглые и бесстыжие от природы... Он, можно сказать, прямо
царствовал в Верьере под началом г-на де Реналя, но, будучи намного энергичнее
его и ничем не брезгуя, он во всё совался, вечно носился туда-сюда, кому-то
писал, с кем-то говорил, не считался ни с какими унижениями и, отнюдь ни на что
не претендуя, ухитрился в конце концов поколебать авторитет своего мэра в
глазах церковных властей.»
9) Тартюф – персонаж Мольера, лицемер. Жюльен
иногда играл роль лицемера Тартюфа. Священники также лицемерны: «Попасть в
Париж, который представлялся ему населённым умными, выдающимися людьми, страшно
хитрыми и лицемерными, но чрезвычайно учтивыми, вроде епископа Безансонского
или Агдского», «Ответ подвернулся из роли Тартюфа», «Он сказал себе, как его
учитель Тартюф.»
10) Красное и чёрное – 1) красное: цвет
мундира офицера французской армии, искренность и духовная чистота Жюльена,
революция, ассоциация цвета с изображением церкви и событий там («Его
величество сошёл возле прекрасной новой церкви, которая по тому поводу была
пышно украшена ярко-красными занавесками», «Когда Жюльен выходил, ему
показалось, что возле кропильницы блестит кровь: это была разлита свячёная вода,
но от красных занавесок на окнах она казалась кровью.»); 2) чёрное: цвет сутаны
священника, честолюбие и холодный расчёт Жюльена, реакция, ассоциация цвета с
одеждой Жюльена («Вы будете одеваться в чёрный костюм…который носит человек в трауре.»)
11) Дуэль – как цель удовлетворить
желание одного из дуэлянтов ответить на нанесённое его чести оскорбление – «Так
вот это и есть дуэль? Только и всего? – думал Жюльен. – Какое счастье, что я
всё-таки поймал этого кучера! Как бы я мучился, если бы мне пришлось перенести
ещё и это оскорбление в кафе!»
Комментариев нет:
Отправить комментарий